?

Log in

No account? Create an account

Туризм, оптимизм и индивидуализм


Previous Entry Share Next Entry
Дорога к океану. Часть 1
велосипед
stepandurnev
Каждый день совершается множество походов различной категории сложности. Это просто один из них. Пеший одиночный.

IMG_1071

Нетерпеливый читатель может сразу перейти к концу Части 2 где, как и обещал, находится сюрприз. Остальным предлагаю полюбоваться июньской красотой севера Кольского полуострова. Итак, всё нижеописанное будет личным впечатлением от пяти дней пребывания в этом суровом и историческом крае.. К большому сожалению, ни фотографии, ни описание не способны передать всего великолепия и необычайности этих мест. Здесь надо побывать лично!

Вот, кстати, и весь трек. Он сильно отличается от задуманного и заранее спланированного маршрута, но на то была моя воля. "Кто девушку угощает, тот её и танцует" ). Длина этой красной линии составила 110,3 км на рельефе с отметками от 0 до 278 метров. Чуть-чуть не хватило до I категории сложности. Сам подход к полуостровам Средний и Рыбачий оказался более сложным и впечатляющим, чем предполагалось. Всё так и должно быть.
Обзорный космо

2-4 июня. "Шпротный паштет ужасен на вид, но не так уж и плох".
Поезд. В ожидании своей конечной станции людям остается только спать, хорошо питаться и общаться с соседями. Любознательные берут с собой книжки. Я же взял Лоуренса Гонсалеса "Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях". Самое то перед такими вот выходами, да и по жизни очень пригодится!
Двое с половиной суток (с 22 часов 2 июня по 12 часов 5 июня ) в поезде не то, чтобы измотали меня, но в город-герой Мурманск я приехал уже не такой свежий, какой был, когда садился в такси. В первом поезде были современные вагоны с кондиционером и очень непрактичной тканевой обивкой сидений и спинок. Пересадка на второй поезд происходила под покровом ночи на станции Окуловка. Здесь появились новые, но недолгие попутчики. Уже в полдень следующего дня почти все вышли в Петрозаводске и на конечный пункт нас прибыло только 3 + проводник.
IMG_0961

За окном проплывали разношерстный лес и гладкие зеркала озер, но вот на горизонте появились первые хребты Кольского. Ура!
IMG_0963

Каждую секунду поезд повышает широтный градус, что сказывается на продолжительности светового дня. В Garmin есть такая замечательная функция, которая показывает время восхода и захода Солнца. И этот постоянно уменьшающийся промежуток времени совсем исчез за Полярным Кругом. Меня не покидало чувство, что попутчики - это давно знакомые люди, со своими проблемами, радостями и привычками, будь то молодая вдова с двумя малолетними детьми, или школьники-легкоатлеты из Коми, или пожилая пара, впервые отправившаяся в такое далекое путешествие. Почти на каждой крупной станции встречаются автозаки. Не спеша мы проехали Кемь, Кандалакшу, Африканду, Оленегорск. И чем ближе подбирались к Мурманску, тем больше в душе возникал драйв.
IMG_0969

5 июня - 14 км. "Каллахэн всей душой любил своих дорадо, даже когда их ел".
Рядом с железнодорожным вокзалом Мурманска расположен и автовокзал (с банкоматом Сбербанка). Можно сразу же купить билет на автобус в любую точку Мурманской области. Но не спешите! По билетам автовокзала в сторону Никеля (№211) можно уехать в 13-30 и 17-45 на комфортабельном МАЗе за 256+34 р. (до Титовки), а можно и на коммерческой маршрутке за 245 р. (отправление в 7, 10, 12, 14, 16, 18, 21). Я выбрал первый вариант, за что было "вознагражден" 2 часами езды. В квартале от ж/д вокзала есть Макдоналдс, а под ним продуктовый супермаркет. Других магазинов рядом нет, совсем.
5 июня

Вот и отворот с трассы А-138 на полуострова и д. Новая Титовка. Мост через реку Титовка и закрытый пост пограничников (слева). Снимок сделан в сторону Мурманска.
IMG_0973

Всё началось ровно в 15-40. Сначала это был асфальт, а затем просто широкая грунтовая дорога. Оленей не видел..
IMG_0975

Вверх-вниз, вправо-влево. Отдыхаю каждые 15-20 минут и больше не с непривычки, а с целью оглядеться и пофотографировать пейзажи. Машин мало, примерно 2 авто в час, при этом встречные и не местные. Есть неплохие скалы для лазания. Далеко, черт.
IMG_0985

По такой дороге идти легко, несмотря на непривычную ношу за спиной - 19 кг необходимого груза. Стоит жаркая солнечная погода. Пожалел, что не взял шорты.
IMG_0987

Река Титовка оказалась не такой узкой, как мне представлялось в начале. Её шумные воды то пенились на перекатах и водопадах, то..
IMG_0988

..мирно текли в излучинах.
IMG_0992

Справа от дороги памятник советским войнам. Повязаны георгиевские ленточки, сложены цветы.
IMG_0998

В беседке у "пьяного ручья" перекусываю сублиматами Гала-Гала. Прихожу ко мнению, что это еда для язвенников, отдыхающих в санаторно-курортных условиях. Сложно было есть рядом с такой помойкой, но другого подходящего места не нашел.
IMG_1001

Лагерь №1 разбил на усыпанной снарядами поляне у озера в 22 часа. Она расположена вверху подъема от ручья. Ближе к полуночи мимо промчались три квадроцикла. Движуха, однако!
IMG_1002

6 июня - 20+12 км. "Лучше плохо ехать, чем хорошо идти".
Этот участок оказался самым живописным и сложным. Дорога постепенно поднимается к перевалу. Часто её пересекают ручьи, закованные в бетонные трубы. Воды много, т.к. снеготаяние еще продолжается. В какой-то мере это на руку - воду с собой не ношу и чай могу заварить в любом месте. Вода всевозможными способами ищет себе дорогу к океану, создавая по пути целые каскады больших и маленьких озер.
Объясню пропуск трека на восточном побережье п-ва Средний - этот участок я проехал на УАЗике. "Местные" предложили подкинуть меня до Большого Озерка. Может это были браконьеры на крабов, а может просто рыбаки..
6 июня

Проснулся около 9 утра. Не спеша собрался (видео), заварил омлет Гала-Гала и кофе. Ни ноги, ни плечи не болели.
IMG_1007

Вид с невысокой сопки возле дороги. Именно здесь я впервые прыгал от восторга как ребенок, которому... мм... купили первый велосипед ). Видите снег на дороге?  А машину слева?
IMG_1026

Местами вода подходит прямо к дороге. Многие озера еще покрыты тонким льдом.
IMG_1034

Вот и брошенный автомобиль. Позже выяснил, что стоит он здесь недолго, но уже кто-то попрыгал по крыше и побил стекла (через пару дней стекол не будет..)
IMG_1038

Один из двух труднопроезжих участков в начале июня. Второй на перевале будет дальше.
IMG_1041

Alpine Pot - единственная вещь, которая радовала меня в минуты усталости. Каждый час - глобальная остановка и через несколько секунд уже готова кружка бодрящего зеленого чая! Это брод в нескольких метрах от развилки дорог. Здесь начинается "немецкая дорога", идущая до города Печенга. Когда-нибудь пройдусь и по ней!
IMG_1050

Дорога поднимается в горы. Местами вид шикарный и в тоже время опасный.
IMG_1073

Перевал в снегу. Сегодня через него смогут пройти только я, Газ-66 и УАЗ. Дорога, идущая на полуострова, это единственная сухопутная "ниточка", которая соединяет их с материком. Поэтому её состояние очень важно для местных и приезжих. Валяются чьи-то разорванные ботинки. Иду в одной футболке. Подскальзываюсь на куске льда и всем весом падаю на левую палку Black Diamond ..  гнётся нижняя секция, но не ломается.. ух!! Осторожно выгибаю её обратно.
IMG_1075

Наконец-то появился Мотовский залив. Вот он - Океан! Здесь совершенно другой воздух и другие правила "игры".
IMG_1079

Дикая картина на спуске.
IMG_1081

Мотовский залив прекрасен в любое время года. Раньше здесь часто можно было видеть китов, а сегодня только корабли и подводные лодки. Фото с места закладки. Оставляю под камнем фонарь, складную пилу и запасной газовый баллон. Дальше они не пригодятся.
IMG_1088

Панорама кликабельна.
панорама 1

Памятник советским войнам. Монеты, ржавые патроны и останки снарядов, венки. Скорбь в этих двух фигурах.
IMG_1100

Надвигается гроза. Долго на горизонте сверкали молнии и гремел гром. В 16-30 она всё же накрыла меня. Летний дождь быстр и скоротечен. Мощные струи воды обрушились с неба в течение 10 минут. Для 100% защиты себя и рюкзака накрылся материалом Tyvek (он же футпринт для палатки). Отличная вещь!
IMG_1106

На спуске к перешейку. Минуты отдыха надо ценить.
IMG_1111

Воинское захоронение в березовой роще на перешейке. Есть указатель, поэтому мимо не пройдете.
IMG_1116

Схема обороны хребта Муста-Тунтури. На него попаду через сутки.
IMG_1118

Дорога вдоль берега полуострова Средний идет на Рыбачий. Мне туда.
В 19-40 остановился перекусить рисом с куриной грудкой прямо у моста через шумную речку. Недалеко от него меня и подобрал УАЗ.
IMG_1124

Губа Большая Волоковая во время отлива. В воздухе запах сушенных морских водорослей, а вдоль берега много всякого "добра" - бочки, мусор, обрывки сетей, буи.
IMG_1126

Где-то там за горизонтом начинается Северный Ледовитый океан.
IMG_1127

Два часа ночи. В "полярном дне" есть один положительный момент - не важно который сейчас час, а значит можно спать днем и идти ночью. "Совы" оценят. Понять какое сейчас время суток можно так - с 22 до 7 часов чуть холоднее, гы.. Сопки начали скрываться в тумане - завораживающее зрелище. За поворотом находится памятник 46 бойцам отряда Юневича (восточный берег бухты Озерко), но мне направо -  на запад, вдоль северного побережья Среднего.
IMG_1138

Утро в лагере №2. Удачное место. Рядом дорога, ручей и галечное поле. Совсем близко у ручьев не встать - очень шумно.
IMG_1139

7 июня - 29 км. "Только идущий осилит дорогу".
Это был день марш-броска. Вчерашний переход дался не легко - заныла правая икроножная мышца, но всё прошло после завтрака, а точнее обеда )
Небо затянуто сплошным серым покрывалом. Сотовой связи нет. Тело уже привыкло к рюкзаку и палкам - без них уже сложно.
7 июня

Дорога через полуостров Средний выглядит вот так.
IMG_1142

 И так. По возможности обхожу лужи по кустам. Несколько раз переходил дорогу по снегу. В этом году здесь еще ни кто не проезжал. Рисковый получился маршрут..
IMG_1144

Иногда применяю тактику "сухие ботинки" - перехожу на тапочки. Вода не ледяная, но долго в ней не походить.
IMG_1145

Место захоронения войнов 63 бригады морской пехоты. Почему здесь? Сколько их? Уже сложно сказать. Некоторые памятники боевой славы и места захоронений отмечены здесь.
IMG_1149

Серьезный участок. Ручей пересёк дорогу и образовал большую лужу. Только в брод. Опять достаю тапочки и переобуваюсь в них.
IMG_1152

Брошенный поселок Земляное ("Пышка") расположен в центре полуострова Средний. Когда-то в этих казармах и клубе "кипела" жизнь военных. Сегодня здесь полная разруха, мусор от путешественников (привет, "Сухпаек"!) и ветер.
IMG_1153

Где-то там, в тумане, располагалась позиция ПВО (ЗРК С-75) - одна из трех на полуостровах.
IMG_1157

А может чаю? И пару ложек сгущенного молока! Совсем один.
IMG_1159

Лишайниковая тундра какая она есть. Северный ветер пригнал туман и от этого стало жутковато. Громко пою песни и пугаю белых куропаток. Очень много следов от грузовых машин, но все они прошлогодние, а на некоторых дорожках уже выросли березки.
IMG_1161

Пункт наблюдения на берегу губы Малая Волоковая. От него вдоль побережья тянется линия сообщения - узкая и длинная траншея.
IMG_1166

Полночь. Наконец-то в тумане появилась цель сегодняшнего перехода - хребет Муста-Тунтури. Ставлю следующую задачу - найти музей и переночевать около него.
К ночи похолодало, поэтому одеваю комплект ветрозащитной одежды BASK, а сверху жилет Bask Gravity MV. Достойная одежда для этих мест!
IMG_1171

Лагерь №3 разбиваю недалеко от поселка. Здесь же находится и Музей. Уже глубокая ночь, но никто не спит. Общаюсь с местными, предупреждаю, что буду спать у ручья. Собака составляет мне компанию на время ужина. Второй раз подводит горелка Kovea KB-0707 - решил сварить рис, а она потухла без видимой причины через 5 минут работы. Буду разбираться позже, а сейчас только спать...
IMG_1172

Продолжение здесь (Часть 2)

Всё по твоей "науке" )

приятно посмотреть на эти места в июне.
а зверье какое нибудь видел?
и что там с клещами?

Клещей нет. Как класса.
Чайки, куропатки, зайцы в самом начале пути. Больше никого не видел.

отлично!!
жду продоолжение, да и сам наверно тоже продолжу про свою прогулку писать ;)

Одобрительно:

Шикарно, просто шикарно )))

Отличный поход!

классный репортаж, молодец. По такой погоде почему было резиновые сапоги не взять в дополнение?

Тяжелые они. Да и сокрального смысла в них нет. Везде проходил в ботинках с гортекс, а если глубоко, то в тапочках (раз 6).

Еще километров на 20 петельку по Среднему увеличить ... хотя бункеры есть и на фото.

Еще вариант был уйти на немецкую. С нее есть дорога к перевалу и перевалить Муста-Тунтури в западной его части. По километражу то же, но сориентироваться сложнее.

А вообще на байке там лучше. При перемещении пешком по тундре, очень медленно меняется картинка. А сеть дорог большая.

Лило сильно?

"А сеть дорог большая."
Это точно!
На байке, квадроцикле или мото-эндуро конечно лучше! Пешком чувствуешь природу через ноги, выносливость нужна.
За всё время был только один 10 минутный дождь. В целом пасмурно, но сухо.

не скучал по неопреновым носочкам или не настолько часто в воду залазил?

Погода там в это время поганенькая.

Поехал без неопрена. Где-то обойдешь, где-то перепрыгнешь, 6 раз в тапочках пересекал.
Спасибо LOWA за крутые ботинки )

а если волки? что делать будешь?

Слишком шумное место для них, имхо.

Дааааа, красотища! Завидую по-хорошему.

Спасибо! Наверно и не такое уже видел!?

Стёпа, ты обалденно пишешь отчёты. От содержания до интересных фоток. Даже карту наклонную с красной линией отчёта...
Это безумно интересное начало )

Хороший маршрут. Особенно радует наличие троп-дорог, в противном случае скорость хода падает вдвое...

А с другой стороны могут появится очень чудесные ракурсы. Почти все фото в сети сделаны именно с дорог и часто повторяются..

Степа, откуда там название Африканда? о_О

- Стёп, а что из диковинок видел?

- Видел Ирину Марееву! Собственной персоной.

- Уууууух тыыыыы!!!!

А хто это? ))
Оказывается видел ;)

Шикарно:) Грандиозно для меня) А можно перечень вещей, которые вошли в 19кг груза в рюкзаке? Может что возьму на заметку себе:)

Спасибо! По снаряге есть отдельный пост - http://stepandurnev.livejournal.com/64514.html