Степан Дурнев (stepandurnev) wrote,
Степан Дурнев
stepandurnev

Categories:

Дорога к океану. Часть 1

Каждый день совершается множество походов различной категории сложности. Это просто один из них. Пеший одиночный.

IMG_1071

Нетерпеливый читатель может сразу перейти к концу Части 2 где, как и обещал, находится сюрприз. Остальным предлагаю полюбоваться июньской красотой севера Кольского полуострова. Итак, всё нижеописанное будет личным впечатлением от пяти дней пребывания в этом суровом и историческом крае.. К большому сожалению, ни фотографии, ни описание не способны передать всего великолепия и необычайности этих мест. Здесь надо побывать лично!

Вот, кстати, и весь трек. Он сильно отличается от задуманного и заранее спланированного маршрута, но на то была моя воля. "Кто девушку угощает, тот её и танцует" ). Длина этой красной линии составила 110,3 км на рельефе с отметками от 0 до 278 метров. Чуть-чуть не хватило до I категории сложности. Сам подход к полуостровам Средний и Рыбачий оказался более сложным и впечатляющим, чем предполагалось. Всё так и должно быть.
Обзорный космо

2-4 июня. "Шпротный паштет ужасен на вид, но не так уж и плох".
Поезд. В ожидании своей конечной станции людям остается только спать, хорошо питаться и общаться с соседями. Любознательные берут с собой книжки. Я же взял Лоуренса Гонсалеса "Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях". Самое то перед такими вот выходами, да и по жизни очень пригодится!
Двое с половиной суток (с 22 часов 2 июня по 12 часов 5 июня ) в поезде не то, чтобы измотали меня, но в город-герой Мурманск я приехал уже не такой свежий, какой был, когда садился в такси. В первом поезде были современные вагоны с кондиционером и очень непрактичной тканевой обивкой сидений и спинок. Пересадка на второй поезд происходила под покровом ночи на станции Окуловка. Здесь появились новые, но недолгие попутчики. Уже в полдень следующего дня почти все вышли в Петрозаводске и на конечный пункт нас прибыло только 3 + проводник.
IMG_0961

За окном проплывали разношерстный лес и гладкие зеркала озер, но вот на горизонте появились первые хребты Кольского. Ура!
IMG_0963

Каждую секунду поезд повышает широтный градус, что сказывается на продолжительности светового дня. В Garmin есть такая замечательная функция, которая показывает время восхода и захода Солнца. И этот постоянно уменьшающийся промежуток времени совсем исчез за Полярным Кругом. Меня не покидало чувство, что попутчики - это давно знакомые люди, со своими проблемами, радостями и привычками, будь то молодая вдова с двумя малолетними детьми, или школьники-легкоатлеты из Коми, или пожилая пара, впервые отправившаяся в такое далекое путешествие. Почти на каждой крупной станции встречаются автозаки. Не спеша мы проехали Кемь, Кандалакшу, Африканду, Оленегорск. И чем ближе подбирались к Мурманску, тем больше в душе возникал драйв.
IMG_0969

5 июня - 14 км. "Каллахэн всей душой любил своих дорадо, даже когда их ел".
Рядом с железнодорожным вокзалом Мурманска расположен и автовокзал (с банкоматом Сбербанка). Можно сразу же купить билет на автобус в любую точку Мурманской области. Но не спешите! По билетам автовокзала в сторону Никеля (№211) можно уехать в 13-30 и 17-45 на комфортабельном МАЗе за 256+34 р. (до Титовки), а можно и на коммерческой маршрутке за 245 р. (отправление в 7, 10, 12, 14, 16, 18, 21). Я выбрал первый вариант, за что было "вознагражден" 2 часами езды. В квартале от ж/д вокзала есть Макдоналдс, а под ним продуктовый супермаркет. Других магазинов рядом нет, совсем.
5 июня

Вот и отворот с трассы А-138 на полуострова и д. Новая Титовка. Мост через реку Титовка и закрытый пост пограничников (слева). Снимок сделан в сторону Мурманска.
IMG_0973

Всё началось ровно в 15-40. Сначала это был асфальт, а затем просто широкая грунтовая дорога. Оленей не видел..
IMG_0975

Вверх-вниз, вправо-влево. Отдыхаю каждые 15-20 минут и больше не с непривычки, а с целью оглядеться и пофотографировать пейзажи. Машин мало, примерно 2 авто в час, при этом встречные и не местные. Есть неплохие скалы для лазания. Далеко, черт.
IMG_0985

По такой дороге идти легко, несмотря на непривычную ношу за спиной - 19 кг необходимого груза. Стоит жаркая солнечная погода. Пожалел, что не взял шорты.
IMG_0987

Река Титовка оказалась не такой узкой, как мне представлялось в начале. Её шумные воды то пенились на перекатах и водопадах, то..
IMG_0988

..мирно текли в излучинах.
IMG_0992

Справа от дороги памятник советским войнам. Повязаны георгиевские ленточки, сложены цветы.
IMG_0998

В беседке у "пьяного ручья" перекусываю сублиматами Гала-Гала. Прихожу ко мнению, что это еда для язвенников, отдыхающих в санаторно-курортных условиях. Сложно было есть рядом с такой помойкой, но другого подходящего места не нашел.
IMG_1001

Лагерь №1 разбил на усыпанной снарядами поляне у озера в 22 часа. Она расположена вверху подъема от ручья. Ближе к полуночи мимо промчались три квадроцикла. Движуха, однако!
IMG_1002

6 июня - 20+12 км. "Лучше плохо ехать, чем хорошо идти".
Этот участок оказался самым живописным и сложным. Дорога постепенно поднимается к перевалу. Часто её пересекают ручьи, закованные в бетонные трубы. Воды много, т.к. снеготаяние еще продолжается. В какой-то мере это на руку - воду с собой не ношу и чай могу заварить в любом месте. Вода всевозможными способами ищет себе дорогу к океану, создавая по пути целые каскады больших и маленьких озер.
Объясню пропуск трека на восточном побережье п-ва Средний - этот участок я проехал на УАЗике. "Местные" предложили подкинуть меня до Большого Озерка. Может это были браконьеры на крабов, а может просто рыбаки..
6 июня

Проснулся около 9 утра. Не спеша собрался (видео), заварил омлет Гала-Гала и кофе. Ни ноги, ни плечи не болели.
IMG_1007

Вид с невысокой сопки возле дороги. Именно здесь я впервые прыгал от восторга как ребенок, которому... мм... купили первый велосипед ). Видите снег на дороге?  А машину слева?
IMG_1026

Местами вода подходит прямо к дороге. Многие озера еще покрыты тонким льдом.
IMG_1034

Вот и брошенный автомобиль. Позже выяснил, что стоит он здесь недолго, но уже кто-то попрыгал по крыше и побил стекла (через пару дней стекол не будет..)
IMG_1038

Один из двух труднопроезжих участков в начале июня. Второй на перевале будет дальше.
IMG_1041

Alpine Pot - единственная вещь, которая радовала меня в минуты усталости. Каждый час - глобальная остановка и через несколько секунд уже готова кружка бодрящего зеленого чая! Это брод в нескольких метрах от развилки дорог. Здесь начинается "немецкая дорога", идущая до города Печенга. Когда-нибудь пройдусь и по ней!
IMG_1050

Дорога поднимается в горы. Местами вид шикарный и в тоже время опасный.
IMG_1073

Перевал в снегу. Сегодня через него смогут пройти только я, Газ-66 и УАЗ. Дорога, идущая на полуострова, это единственная сухопутная "ниточка", которая соединяет их с материком. Поэтому её состояние очень важно для местных и приезжих. Валяются чьи-то разорванные ботинки. Иду в одной футболке. Подскальзываюсь на куске льда и всем весом падаю на левую палку Black Diamond ..  гнётся нижняя секция, но не ломается.. ух!! Осторожно выгибаю её обратно.
IMG_1075

Наконец-то появился Мотовский залив. Вот он - Океан! Здесь совершенно другой воздух и другие правила "игры".
IMG_1079

Дикая картина на спуске.
IMG_1081

Мотовский залив прекрасен в любое время года. Раньше здесь часто можно было видеть китов, а сегодня только корабли и подводные лодки. Фото с места закладки. Оставляю под камнем фонарь, складную пилу и запасной газовый баллон. Дальше они не пригодятся.
IMG_1088

Панорама кликабельна.
панорама 1

Памятник советским войнам. Монеты, ржавые патроны и останки снарядов, венки. Скорбь в этих двух фигурах.
IMG_1100

Надвигается гроза. Долго на горизонте сверкали молнии и гремел гром. В 16-30 она всё же накрыла меня. Летний дождь быстр и скоротечен. Мощные струи воды обрушились с неба в течение 10 минут. Для 100% защиты себя и рюкзака накрылся материалом Tyvek (он же футпринт для палатки). Отличная вещь!
IMG_1106

На спуске к перешейку. Минуты отдыха надо ценить.
IMG_1111

Воинское захоронение в березовой роще на перешейке. Есть указатель, поэтому мимо не пройдете.
IMG_1116

Схема обороны хребта Муста-Тунтури. На него попаду через сутки.
IMG_1118

Дорога вдоль берега полуострова Средний идет на Рыбачий. Мне туда.
В 19-40 остановился перекусить рисом с куриной грудкой прямо у моста через шумную речку. Недалеко от него меня и подобрал УАЗ.
IMG_1124

Губа Большая Волоковая во время отлива. В воздухе запах сушенных морских водорослей, а вдоль берега много всякого "добра" - бочки, мусор, обрывки сетей, буи.
IMG_1126

Где-то там за горизонтом начинается Северный Ледовитый океан.
IMG_1127

Два часа ночи. В "полярном дне" есть один положительный момент - не важно который сейчас час, а значит можно спать днем и идти ночью. "Совы" оценят. Понять какое сейчас время суток можно так - с 22 до 7 часов чуть холоднее, гы.. Сопки начали скрываться в тумане - завораживающее зрелище. За поворотом находится памятник 46 бойцам отряда Юневича (восточный берег бухты Озерко), но мне направо -  на запад, вдоль северного побережья Среднего.
IMG_1138

Утро в лагере №2. Удачное место. Рядом дорога, ручей и галечное поле. Совсем близко у ручьев не встать - очень шумно.
IMG_1139

7 июня - 29 км. "Только идущий осилит дорогу".
Это был день марш-броска. Вчерашний переход дался не легко - заныла правая икроножная мышца, но всё прошло после завтрака, а точнее обеда )
Небо затянуто сплошным серым покрывалом. Сотовой связи нет. Тело уже привыкло к рюкзаку и палкам - без них уже сложно.
7 июня

Дорога через полуостров Средний выглядит вот так.
IMG_1142

 И так. По возможности обхожу лужи по кустам. Несколько раз переходил дорогу по снегу. В этом году здесь еще ни кто не проезжал. Рисковый получился маршрут..
IMG_1144

Иногда применяю тактику "сухие ботинки" - перехожу на тапочки. Вода не ледяная, но долго в ней не походить.
IMG_1145

Место захоронения войнов 63 бригады морской пехоты. Почему здесь? Сколько их? Уже сложно сказать. Некоторые памятники боевой славы и места захоронений отмечены здесь.
IMG_1149

Серьезный участок. Ручей пересёк дорогу и образовал большую лужу. Только в брод. Опять достаю тапочки и переобуваюсь в них.
IMG_1152

Брошенный поселок Земляное ("Пышка") расположен в центре полуострова Средний. Когда-то в этих казармах и клубе "кипела" жизнь военных. Сегодня здесь полная разруха, мусор от путешественников (привет, "Сухпаек"!) и ветер.
IMG_1153

Где-то там, в тумане, располагалась позиция ПВО (ЗРК С-75) - одна из трех на полуостровах.
IMG_1157

А может чаю? И пару ложек сгущенного молока! Совсем один.
IMG_1159

Лишайниковая тундра какая она есть. Северный ветер пригнал туман и от этого стало жутковато. Громко пою песни и пугаю белых куропаток. Очень много следов от грузовых машин, но все они прошлогодние, а на некоторых дорожках уже выросли березки.
IMG_1161

Пункт наблюдения на берегу губы Малая Волоковая. От него вдоль побережья тянется линия сообщения - узкая и длинная траншея.
IMG_1166

Полночь. Наконец-то в тумане появилась цель сегодняшнего перехода - хребет Муста-Тунтури. Ставлю следующую задачу - найти музей и переночевать около него.
К ночи похолодало, поэтому одеваю комплект ветрозащитной одежды BASK, а сверху жилет Bask Gravity MV. Достойная одежда для этих мест!
IMG_1171

Лагерь №3 разбиваю недалеко от поселка. Здесь же находится и Музей. Уже глубокая ночь, но никто не спит. Общаюсь с местными, предупреждаю, что буду спать у ручья. Собака составляет мне компанию на время ужина. Второй раз подводит горелка Kovea KB-0707 - решил сварить рис, а она потухла без видимой причины через 5 минут работы. Буду разбираться позже, а сейчас только спать...
IMG_1172

Продолжение здесь (Часть 2)
Tags: 2014, Кольский, путешествие, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →