Туризм, оптимизм и индивидуализм


Previous Entry Share Next Entry
Памятка начинающему велотуристу
велосипед
stepandurnev
!Начинающий велотурист должен осознавать всю степень возможного эмоционального и психологического воздействия велотуризма на личность!

Если Вам надоело праздно кататься на велосипеде по городу, то добро пожаловать в новый, приключенческий мир велопутешествий! Для этого понадобится совсем немного специальной одежды, снаряжения, свободного времени и желание увидеть большее!
Велотурист_cr

1. Велосипед
Увлечение велотуризмом начинается с простого шага - покупка велосипеда. Достаточно простого горного хардтейла с рамой из алюминиевого сплава и возможностью крепления заднего багажника от 15 до 30 тыс.р. Если планируется путешествовать в основном по асфальтированным дорогам, то можно взять гибридный или шоссейный велосипед. Рекомендуемые бренды: Univega, Author, Merida, Focus, Cronus, Trek, GT, Stels. Современные велосипеды (не ашанбайки!) предлагают много интересного: прочная рама, четкое переключение скоростей, передняя вилка с амортизацией и возможностью блокировки, дисковые тормоза. А вот различные зеркала, крылья, звонки, подножки - лишний груз, имхо.
Правильный выбор размера рамы, удобная посадка и подстройка под себя выноса руля, рогов, седла - залог долгой поездки без утомления. Ноги чуть согнуты в коленях в нижнем положении педалей, прямые руки под 90 градусов к телу, спина прямая с наклоном к рулю. Прочитать "Руководство пользователя. Горные и дорожные велосипеды".
Велосипеды

2. Велоодежда
Одежда для велоспорта и велопутешествий сделана в основном из синтетических тканей, поэтому здесь главное правило - никакого хлопка. Рекомендую только специализированную одежду от известных производителей, например Craft, Noname, Odlo, Dhb, Vaude, BBB, Bicycle-line, AGU, Briko, Northwave, Polaris Bikewear, CEP, GORE BIKE WEAR и другие. Во-первых, это функционально, во-вторых, приятно со стороны, а в-третьих, не дорого. Предусмотрены светоотражающие элементы, сетчатые вставки в районе подмышек, карманы на спине для мелочи и телефона, специальный велокрой, закрывающий ягодицы. Очень красиво смотрятся группы, одетые в одинаковую клубную велоформу.[Или тыц.]ВелоАатлант
Велоодежда

  • Верх - футболки, рубашки и куртки.

  • Низ - шорты, бриджи и велокомбинезоны.

  • Перчатки без пальцев (Roeckl, Polednik) защитят ладони при падении и амортизируют удары от руля.

  • Ветро- и влагозащитная одежда.

  • Кроссовки или обувь под контактные педали.


3. Велоаксессуары
Всё бы ничего, если бы не аксессуары.. Вкупе они могут составить довольно приличную сумму, но, во-первых, это обеспечение безопасности, во-вторых, ремонт велосипеда в любом месте. Далее приведу список вещей, которые желательно иметь велосипедисту (в скобках то, чем пользуюсь сам):

  • велокомпьютер (CatEye VELO5 Sigma Sport BC 506) от надежных производителей CatEye, Sigma, Vetta, O-synce, VDO, Bion, Garmin будет всегда держать вас в курсе: какая скорость в данный момент и какая была максимальной, сколько пройдено километров за день, общий пробег, текущее время. Этих функций вполне достаточно. Одометр подскажет когда пора менять цепь и идти на ТО. Главное - правильно настроить компьютер на размер колеса и покрышки. Каким будет датчик - проводным или беспроводным - дело вкуса и кошелька. Цены от 500 до 2000р.

Велокомпьютеры

  • передняя велофара (Moon X-power 330) от Sigma, Moon, Fenix, Author, Smart-light и других. Фара освещает дорогу в тёмное время суток и предупреждает встречных водителей о вашем приближении. Фара крепится на руль и при необходимости переставляться на шлем, обычно имеет несколько режимов работы - постоянный разной мощности и мигающий. Питание как от батареек АА/ААА, так и от фирменных аккумуляторов. В минимальной яркости (самом экономичном режиме) фара должна работать даже в светлое время суток (ПДД РФ пп. 19.5).

Велофары

  • рюкзак "велоштаны" (AVL-85-07) для основного багажа и подрамные/подседельные сумочки для мелочи. Из отечественных производителей отмечу московскую компанию AVL-ЛЕН, которая делает модели объемом 50-75-85-100-120 литров. Также у велотуристов популярны "штаны" от ПИК-99, AKME, Снаряжение (Мираж 80). Из иностранных производителей упомяну украинскую Terraincognita, белорусский Турлан (Мустанг-70), немецкие Ortlieb, Vaude (Karakorum), ABUS, итальянские AGU, Axiom. Велоштаны лучше однообъемные, со съемным большим клапаном, светоотражающими лентами по бокам и сзади, внешними карманами под бутылки с водой. Как выбрать? Красный цвет рюкзака добавит безопасности, а накидка от дождя спасет вещи при сильном ливне, тем более, что иногда быстро не спрячешься. Многие велоштаны комплектуются лямками для переноски и дополнительными стропами для крепления объемных вещей снаружи (это делать не желательно). К велосипеду с грузом на багажнике придется привыкать, немного сноровки и будете летать по дорогам ;)

Велоштаны


  • задний сигнальный фонарь (Author Xyrius) - обязательный элемент для безопасности при движении в сумерках и ночью. Те же производители, также имеет несколько режимов работы - постоянный и мигающий в разных вариациях (зависит от количества светодиодов). Обычно питание идёт от двух-трех элементов ААА. Фонарь лучше дополнить красным задним катафотом, который будет крепиться к багажнику.


  • ремнабор. Велоинструменты какого производителя у Вас - Icetoolz, SKS или BBB - не важно. Главное, чтобы они были в минимальной комплектации: насос, монтажки металлические, набор шестигранников или универсальный набор ключей, заплатки и клей для камеры, запасная камера, пара пластиковых хомутов, изолента, ключ для спиц, смазка WD. В дальние путешествия берётся расширенный общественный комплект запасных частей и инструментов (выжимка цепи, педальный ключ, тросики и рубашки к ним, задний переключатель с "петухом", запасная покрышка и др). В практике был случай, когда покрышка рвалась по корду и пришлось её зашивать нитками ). В группе должен быть грамотный техник, способный произвести любой ремонт и настройку велосипеда в полевых условиях! И еще - хорошо, когда все велосипеды в команде имеют одинаковые уровень, навеску и комплектующие. Прокол сразу не заклеивается, это уже вечером в лагере, а камера просто меняется на новую.


  • багажник - одна из главных позиций в списке. Желание прокатиться с обычным рюкзаком может обернуться болью в плечах и плохим настроением. Велобагажники бывают разные по конструкции, материалам и способам крепления к задним перьям. Если у вас жесткая передняя вилка, то можно поставить багажник и спереди, что очень популярно у зарубежных велотуристов. Откажитесь от багажников, которые крепятся только к подседельному штырю, потому что всё это очень ненадёжно и недолговечно. Поломка багажника в дороге может привести к срыву всего мероприятия!


  • велошлем необходим (за рубежом - обязателен), но многие это понимают только после жесткого падения с кульбитом через руль. Сегодня в спортивных магазинах предложен большой выбор с ценами от 500 рублей и выше. Производители: Mango, KED, Kask, Giro, Uvex, Casco, Author, BBB и другие.


  • велочехол - большая сумка для перевозки велосипеда в ж/д- и автотранспорте. Да, только так. Снимаем переднее колесо и переворачиваем левую педаль внутрь. Всё это вместе с велосипедом упаковываем в специальный тканевый чехол и кладем на третью полку в поезде или багажное отделение автобуса. Все довольны.


  • "велорога". С ними комфортно на затяжных асфальтированных подъемах, когда руки устают в одном положении и их можно переставить. Купите и поставьте обязательно - не пожалеете! Следует отрегулировать наклон для правильной посадки.


  • пластиковая бутылка для воды с креплением к раме и гидратор. Пить надо много и по чуть-чуть. И коленям польза, и обезвоживание не грозит. Гидратор складываем в небольшой 10-15 литровом рюкзачке (Freetime Bike Air 15). В нём же всегда лежат: небольшая аптечка первой помощи (бинт, пластыри, мирамистин, болеутоляющие), ремнабор, куртка от ветра/дождя, документы, перекус, тросик от угона. Правильный рюкзак имеет сетку на спине и как бонус - защищает её от ветра.

Велоаксессуары

4. Психология и знания

  • необходимо знать правила дорожного движения, в том числе для велосипедистов. Знать и соблюдать.


  • страх перед автомобилем. Новичку трудно привыкнуть к мысли, что велосипед является точно таким же полноправным участником дорожного движения, что и автомобиль. Инстинкт самосохранения толкает на обочину или тротуар, но в большинстве случаев это неправильно и даже опасно.


  • боязнь дождя и грязи. Летние дожди скоротечны и теплы. В принципе можно даже не останавливать движение группы, потому что дождь не вечен, а правильная велоодежда (и рюкзак) быстро высохнет прямо на теле. Грязь с велосипеда легко отмоется у любого водоема. После чего необходимо смазать все трущиеся части байка.


  • физическая подготовка к велопоходу. Нельзя просто так взять и уехать! При средней скорости движения группы 20 км в час, за день можно проехать около 100 км при небольших относительных превышениях и хорошей дороге. Делать 10-20 минутный отдых каждый час или в зависимости от рельефа.


  • Правило №1: едем в горку - работаем, едем с горки - отдыхаем. Правило №2: человек, назначенный ведущим, всегда едет первым, обгонять его запрещено, остальные  едут след в след. Правило №3: замыкает группу наиболее сильный велосипедист, который следит, чтобы никто не отстал, а менее подготовленные едут сразу за ведущим.

Ссылки по теме:
Отличный сайт Bikehike с обзорами и рекомендациями;
Два крупнейших в мире веломагазина: Chain Reaction Cycles и Wiggle;
Велосипедный клуб Велопитер; сайт и форум Веломания; клуб велопутешествий Велоклуб;
А также о велотуризме в Исландии, сольный велопробег 7500км по Европе от dima_pashchenko и 10 советов новичкам от Котовского.

PS: Велотуристы двигаются в колоннах по 10 человек по правому краю проезжей части с включенным ближним светом, предупреждая руками о своих маневрах.
Удачи!

  • 1
Как человек только купивший велосипед, очень благодарен за обзор аксессуаров. Спасибо.

Что-то грандиозное планируешь (Алтай, Киргизия) или небольшие покатушки за городом?

Написал как бог. Спасибо!

ой, ну что вы право ))

я бы добавил светоотражающую жилетку...

Согласен, есть такая сейчас у Craft. Обязательно куплю как-нибудь.

Средняя скорость в 20км/ч - это такой нехилый лосизм... :))) У меня за покатушку средняя больше 18км/ч не подымается (на 36км, с участками где под 50км/ч бывает), при том, что мы от души вкручиваем и ~70% попутных велосипедеров обгоняем.

Ок, около 18-20 км/ч )
Но 100 км в день реально проходить по асфальту даже без большого напряга. Тренировки что-ли..?

20км держать темп это жесть! По крайней мере для моей тушки. А пройти сотку в день это вообще без большого напряга (епстественно по шоссе) Что меня радует у Степана так это емкие и нужные обзоры. С такими яркими велоштанами и жилетка не особо нужна:-) Наверно и жутко функциональны? А я вот радикальным образом после крайних трипов пересмотрел вариант загрузки вела в автономку и попробую отказаться от велоштанов.

Ты вообще радикал, Алексей! То участвуешь в сумасшедших велогонах, то круизеришь по Крыму. У ведь тебя даже нет велоштанов )

Edited at 2014-08-27 04:35 pm (UTC)

Хи-хи, это все затянувшийся кризис среднего возраста:-) ))))))
Не-не велоштаны есть! Но с ними становишся медленным и препятствия преодолевать приходится в 2 приема. При наборе высоты эдак в полтыщщи метров пешком с велом на плечах возвращаться за велоштанами это пипец хардкор и предел мужества. Как концепт хочу попробовать треугольный багажник на раму.

А как же ты тогда свои шмотки транспортировал??? Газ, еда, палатка, спальник?
PS: В Крыму не был, ну ты знаешь )

Крым - велоштаны. Велохибины - рюкзак на спине, коврик+спальник на велобагажнике. Понял, что нужно такую вещь как на раме вот на этом фото https://plus.google.com/photos/100444935298626138746/albums/6043426195592083377/6043426208146854930?pid=6043426208146854930&oid=100444935298626138746

Аа! Понял, к чему клонишь! Но это же не велотуризм! Это полуэкстрим, полурогейн.

Не, ну если в автономку на неделю, то велоштаны однозначно. А если ПВД на пару суток в стиле лайт - то что доктор прописал. Рогейн? Слыхал, но не принимал участие. Стоит попробовать?

Только если неплохо ориентируешься и есть напарник/напарница. В автономку бы с тобой пошёл, как пить дать..

Это предложение? ;-)))))))))

Типа вызов! )
Думаю, что еще не раз будет суждено пересечься. Даже на велах!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account